Модели эвентуальных пространств
Городская среда наполнена пространствами, которые образовываются в результате нарушения и устаревания строительных норм. В основном, это места, в которых ни в ком не рождается чувство принадлежности к ним. Объектом данного исследования стали городские территории, возникшие в результате градостроительных нарушений («потерянные пространства»).
В результате исследования городской среды выяснилось, что эти пустоты, как правило, заполняются так называемой микроархитектурой, создаваемой городскими сообществами. Что же представляет из себя эта микроархитектура? В Уфе, как и в десятках российских городов буквально на каждом углу сосредотачиваются различного рода павильоны и киоски, самыми распространенными среди которых являются цветочные магазины.
С начала 90-х типология киосков стала настоящим паразитом в ткани Российских городов. Киоски настолько плотно укоренились в городском каркасе, что стали полноценной, непрерывно развивающейся городской типологией - частью повседневности городской жизни. Несмотря на примитивность дизайна и архитектуры цветочных киосков, она отражает социальные, политические аспекты жизни современной России, а также проблемы выстраивания гендерных отношений.
В рамках исследования была разработана концепция по реорганизации некогда потерянных территорий, занятых цветочными киосками в городе Уфа.
Проектным решением предусмотрено функциональное переосмысление роли цветочных магазинов в городской ткани. Предложением для потерянных пространств, замаркированных цветочными киосками в Уфе, в рамках данного проекта является создание оранжерей и зимних садов различной программы, воссозданных по образу Hortus Conclusus («Закрытый сад»). Оранжереи и зимние сады являлись полноценными общественными пространствами еще в эпоху Ренессанса, а в XVII веке стали неотъемлемой частью светской жизни в России. Можно также упомянуть Crystal Palace в Лондоне, когда тепличное строение было возведено в масштаб дворца и стало огромным выставочным павильоном. Таким образом, одной из целей проекта стало возрождение садов как типологии общественного пространства.
В ходе исследования было выявлено шесть основных инструментов взаимодействия интервенции и существующих объектов НТО в городе Уфа: навес, замещение, дополнение, арка, угол, экран - это и есть язык, формирующий композиционную связку между киоском и новым общественным пространством.
Дальнейшим решением в ходе работы стала разработка матрицы проектных решений, в которой систематизировались все знания, приобретенные в исследовании. Основываясь на концепции разделения типологий садов на три разных типа - созерцательный, медицинский и светский – 18 площадок были разделены на три соответствующие функциональные группы. В свою очередь каждый объект преобразовывается при помощи одного из шести инструментов, которые упоминались ранее. Таким образом, каждая ячейка матрицы зашифрована буквой – тип сада (С – Сontemplationis, M – Medicus, L - Ludi) – и цифрой, соответствующей типу интервенции.
Предлагаемые городские сады являются глотком свежего воздуха в душном и заасфальтированном городе и предполагают сезонное использование. Конструкции теплиц и оранжерей могут сформировать новый образ города и стать его визитной карточкой, развивая при этом как туристический потенциал Уфы и укрепляя отношения внутри городских сообществ. Помимо эстетических и социальных преимуществ, нельзя не отметить экономический потенциал теплиц и оранжерей, а именно возможности аренды земли местными производителями и жителями города, а также создания системы production landscape – нового течения в оказании экосистемных услуг в городе.
Подводя итог, можно заключить, что потерянные пространства имеют огромный потенциал для улучшения городского биоразнообразия и формирования и улучшению городской среды. Данный проект предлагает рассматривать свободные и уже освоенные человеком участки как возможности для преобразований в землепользовании, которые могут способствовать развитию городских сообществ и улучшить экологический ландшафт города.